Главная Макар Календарь Архив Аудиоархив Галерея Фотоальбом Мои... Книга...

"ДУША, РАСПАХНУТАЯ НАСТЕЖЬ"

Живем в суете. Спешим. Изо дня в день несемся куда-то, вечно откладывая что-то на завтра, на полезавтра, на неделю, на жизнь. И вдург, как обухом по голове, - не успел, теперь навсегда не успел. Опоздал сказать кому-то то самое единственное слово и уже не скажешь. Адресат стал недосягаемо далек, затерялся где-то в холоде бескончености, а ведь еще вчера, еще час назад был рядом и так же спешил, тоже жил в суете. И жалкой попыткой раскаяния, попыткой рассчитаться с долгами выплескивается наружу:

Спиваются друзья мои, увы,
уходят в равнодушное пространство
среди Москвы, загаженной Москвы
рабочим людом и скупым крестьянством.
О, Господи! Да как же мне успеть
со всеми выпить и со всеми спеть?..

Эти горькие строчки написаны Александром Макаренковым, поэтом, художником, музыкантом.

Я знаю Сашу уже добрый десяток лет, но как-то все время было недосуг вглядеться пристально в открытую настежь душу этого человека. Тем более, что путь его становления вроде бы прошел на глазах, а, как известно, большое видится на расстоянии. К счастью, сработал диалектический закон - количество скачком перешло в качество и оказалось, что рядом - подлинник, а не копия, поэт, а не графоман. Поэт с негромким, но своим голосом.

Понимание этого пришло, как и все значительное в жизни, неожиданно.

Как-то забежали на пять минут в общежитие, где Саша живет уже лет десять, и... Состояние остолбенелости наступило, только переступил порог. На стене картина. Квадрат со стороной сантиметров в шестьдесят. На глубоком, очень темном коричневом фоне без всякой опоры изломанная человеческая фигура со скрипкой в руках. Паганини? Больше и глубже. Это в крик сорвавшаяся нота, нота извечного разлада душии тела, безумие творческого порыва, отсановленное мгновение слияния Сердца и Вселенной. Творец одинок, но в нем концентрируется мир сущего. Темно-коричневый, почти черный, фон как бы выталкивает наружу изломанную в творческой агрессии человеческую фигуру. Мы будто бы присутствуем при рождении небытием бытия, равнодушной пустотой - грандиозного мира, вечностью - мгновения...

На стенах общежитской комнаты были и другие картины, но эта совершенно выбила из привычного ритма, диссонируя с внутренним суетливым состоянием.

- Твоя?

- Ну...

А дальше были другие картины, стихи, песни. Я знал, что Саша пишет и поет, знал, что постоянно мотается по фестивалям самодеятельной песни, но, честно, относился к этому, как к чему-то рядовому, не заслуживающему особого внимания. Тем более, что ранее услышанные песни душу как-то не грели. А тут...

Я пройду по той реке
на байдарке осени.
На твоей найду руке
горы, лес и просеки.

Серебрится за окном
первый иней на траве.
ночь прошла глубоким сном
по растоптанной листве.

Осень падает к ногам,
режет душу первым льдом,
черных речек берега
узнаю с трудом.

Я пройду по той реке...

Саше 28 лет. За плечами художественно-графический факультет Смоленского пединститута. С 1986 года он - президент клуба самодесятельной песни "ДИВО", одного из старейших клубов страны. Его знают многие, приглашают с концертами в самые разные города, снимают на телевидении в Ульяновске, Пскове, ВЫитебске. Совсем недавно Сашу можно было увидеть и по центральному телевидению в передаче "120 минут", где был показан фрагмент Костромскогофестиваля самодеятельной песни, на котором он выступал вместе с другом и сотворцом Лидией Чебоксаровой, ныне жительницей Москвы.

В общем, сказать, что творчество Александра Макаренкова невостребовано, нельзя. В каких он городах только ни пел, один или вместе с Лидой. На каких только фестивалях ни удостаивался звания лауреата. А вот Смоленск, родной и самый любимый город, не балует. Был концерт в 1987 году в малом зале ДК УВД, да несколько концертов в педучилище. Обидно, а главное - непонятно. Хуже мы, что ли, витебчан или москвичей? Или настолько уж зачерствели наши души?

... Саша был на фестивале в Калинине, когда произошла трагедия в Армении. Потрясло. Ровно через неделю после землетрясения он состоялся. И не где-нибудь, а в ДК МЭЛЗ (Московский электроламповый завод). Многие откликнулись на идею. В переполненном зале выступали А. Дулов, Л. Сергеев, Б. Вахнюк, О. Митяев, Г. Гладков. И в этой знаменитой, и не только в нашей стране, обойме имен были имена Александра Макаренкова и Лидии Чебоксаровой. Уже поздно вечером в метро к Саше и Лиде подошла незнакомая женщина и сказала: "Спасибо вам, ребята, огромное спасибо..."

... Музыка, стихи, живопись, да еще и спорт (школьником Саша был принят в сборную области по волейболу, потом играл в институтской команде, играет и сегодня). Как же все это совмещается в одном человеке и, что еще более удивительно, совмещается гармонично? Его стихи ни в коей мере не дублируют живопись.

- Я не знаю почему сегодня ручка и гитара, а завтра кисти. Просто хочется работать. И все. А потом, сам ведь знаешь, управлять, командовать тем, что внутри творится, невозможно.- Предназнчание?

- Да бог его знает. Работа.

- Наверное, все же творчество?

- Громко как-то... Просто работа.

Кухонный стол - это мой кабинет.
Кухонный стол, ты - моя мастерская.
Здесь я рисую и песни слагаю
на протяжении стольких уж лет.
Смотрит жена застеллажные сны.
Дизелем стонет за шкафом будильник.
Спит телевизор, урчит холодильник,
ваза молчит у подножья стены.
Лампа гудит своим дряхлым нутром,
ручка бежит и "поганит" бумагу.
Я наливаю из чайника влагу,
выпью чайку, за работу потом.

... Живем в суете. Спешим. Изо дня в день несемся куда-то. Гоняемся за чем-то призрачным и пропускаем многое и многое, сосуществующее рядом. Может быть, остановимся, присмотримся к чужой душе, тем более если она распахнута настежь. Сам богаче станешь и научишься отдавать накопленное, называя это просто работой.

В. Остапенко.
Газета "СМЕНА" 7 июля 1990 г.

[НАЗАД]

© Александр Макаренков, 2001

© Дизайн и верстка: FoBoS Design, 2001
© Графика: А. Макаренков, Б. Френкель, 2001